Закон не указ?
Статья "Трудный путь "Кирасира", опубликованная в прошлом номере "КАЛАШНИКОВА", имела довольно большой резонанс, но мне показалось, что многие читатели восприняли её как безоговорочную поддержку позиции "Кирасира" на фоне произвола правоохранительных органов. На самом деле "КАЛАШНИКОВ" лишь познакомил вас с точкой зрения "пострадавшей" стороны, которая постаралась представить ситуацию в выгодном для себя свете, что с точки зрения поиска правды совершенно нормально.
Но все мы понимаем, что перечисление законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций и их однобокая, как в любом состязательном процессе, трактовка не делает одну из сторон правой автоматически. Ведь другая сторона, действующая по тем же правилам, также способна читать через строку, компилируя красивые фразы из не всегда согласованных между собой документов. Так что прошлая публикация в нашем журнале вовсе не преследовала цель расставить точки над "i", а только информировала общественность о происходящих на рынке коллекционирования оружия событиях. И вот тут, произнеся слово "рынок", я считаю нужным отвлечься от ситуации с "Кирасиром" и поговорить о коллекционировании оружия вообще.
Люди, заразившиеся собирательством чего-либо, всегда влюблены в предмет собирательства. Эта любовь бывает и искренней и корыстной.
Материальное начало говорит само за себя - коллекционер, движимый исключительно корыстными интересами, многим может поступиться ради конечного результата, в том числе и исполнением законов.
Но и в нормальном случае начинающий собиратель, влюбившись в оружие, а не в этикетки с пивных бутылок, рано или поздно встаёт перед выбором выполнять или не выполнять требования законов. И дело здесь, конечно же, не только в деньгах.
Просто собирательство - болезнь. Иногда заразная, но почти всегда безопасная для общества. В случае с оружием потенциальная опасность самой темы редко бывает очевидна для собирателя, поскольку к беспредельной пропасти он движется постепенно и не всегда доходит, останавливаемый благоразумием или неблагоприятными обстоятельствами.
Позволю себе описать некую модель возможного развития событий с растущим коллекционером.
Допустим, всё начитается с собирания стреляных гильз -любому мальчишке железки, имеющие отношение к военному делу, дороже и любимее фантиков от жвачки. Вслед за гильзами в мальчишеском хозяйстве появляются мятые пули, провоцирующие желание заполучить пулю целую, блестящую. Так в "коллекции" появляется разобранный патрон, порох из которого торжественно сжигается в таинственной обстановке с друзьями. Описание попыток разбить капсюль молотком, держа гильзу в плоскогубцах мы пропустим ввиду некоторой опасности и бесполезности этого занятия.
Наверное, только в одном случае из тысячи к совершеннолетию те гильзы и пули не теряются в хламе, а превращаются в выставку на книжной полке, а в одном случае из миллиона на той полке не остаётся места книгам, кроме справочников по боеприпасам.
Среди элементов патрона появляются целые патроны с просверленной гильзой.
Продвинутые пользователи из спортивного интереса пытаются химическим способом дезактивировать капсюльный состав, но, в большинстве случаев перестают этим заниматься ввиду скучности.
Идёт время, и собиратель заполучает в руки какой-то особенно ценный патрон, сверлить гильзу которого рука не поднимается и он кладётся подальше от посторонних глаз с полным осознанием факта нарушения закона, поскольку никаких разрешений на хранение оружия соответствующего калибра у счастливца нет. А конфликт с законом уже есть, как есть и оправдание нарушения - этот патрон нужен не для использования по назначению (стрельбы), а для коллекции, а конечная цель коллекционера, конечно же, мир во всём мире. Ну, и что такое, на фоне столь высоких материй, какой-то там закон?
Коллекционер в массе своей тщеславен и рано или поздно боевой патрон, а точнее уже патроны, из тайного ящичка перекочует в красный угол для демонстрации доверенным лицам, среди которых, разумеется, будут и коллеги-коллекционеры, в чьей компании "глупые" законы являются предметом праведного гнева и насмешек.
Однажды к одному из членов клуба придут представители "смешного закона" и заберут в казённый дом. Очень скоро выяснится, что у какого-то из членов клуба нашли цинк винтовочных патронов, у другого - копаный ППШ и несколько тротиловых шашек, а третий отличился небольшой коллекцией пистолетов, которую, гад, скрывал от друзей.
Сидя у следователя в кабинете каждый из собирателей будет искренне недоумевать над причиной столь резких перемен в жизни, объясняя свои действия не меньше, как индивидуальной работой по сохранению культурного наследия.
И самое возмутительное то, что следователь будет неоднократно произносить совершенно непонятные слова о незаконном обороте оружия и боеприпасов. Какое оружие, какие боеприпасы? Это же коллекция!!! Я не хранил, а собирал, я не продавал, а менялся...
На самом деле, на мой взгляд, требовать от собирателей абсолютного соблюдения действительно несовершенных законов дело бесполезное. Самое же странное, что мою точку зрения, судя по тому, что происходит в стране, разделяют сотрудники правоохранительных органов, банально закрывая глаза на многие и многие вольности в среде коллекционеров.
Но, давайте не путать собирателей с бизнесменами, которые решились на публичную работу с оружейным антиквариатом в магазинах, салонах и галереях.
Много ли вы знаете фирм и фирмочек в современной России с абсолютно прозрачной и честной отчётностью? Только "Газпром", пожалуйста, в пример не приводите - не смешно.
Законный оборот старого оружия в России не просто сложное дело, а сверхсложное и решившись на организацию такого рода деятельности нужно быть готовым к решению многих проблем, которые можно игнорировать при открытии обувного магазина. Причём, совершенно очевидно, что первопроходцам придётся отдуваться и за себя и за того парня, становясь "жертвой" прецедентных действий со стороны правоохранительных органов у которых, извините, работа такая.
Думаю, что, занимая, как это не глупо звучит, партнёрскую позицию по отношению к заинтересованным государственным структурам, пионеры прозрачного оружейно-антикварного рынка имеют неплохие шансы повлиять на ситуацию с коллекционированием оружия уже в ближайшей перспективе.
А вот попытки доказать правоохранителям, что они не должны иметь отношения к импорту современных пистолетов, ввиду использования их не по назначению, а как предметов коллекционирования - это явный перебор.
Тонко разбирающиеся в особенностях коллекционных проблем специалисты убеждены, что для "Кирасира" всё закончится относительно благополучно и магазин продолжит свою работу. Наверное, так и будет, если всё окажется в абсолютном порядке с таможенными, финансовыми и экспертными документами. И это ещё не все "если"...